Компетенции в юридическом бизнесе. За пределами профессии.

Компетенции в юридическом бизнесе. За пределами профессии.

Уже более пяти лет юридические фирмы почти единогласно утверждают: клиенту нужны не просто юристы, а бизнес-консультанты, которые предлагают решения на основе знаний об индустрии и бизнесе клиента. А изменилось ли что-то за эти годы по подготовке этих самых юристов? Откуда вообще придут такие юристы, и какими именно они должны быть?

Относительно профессии и навыков будущего юриста написано уже достаточно – от прогнозов футурологов до аналитики Microsoft. Согласно докладам участников Всемирного экономического форума Future of Jobs в Давосе, уже через пять лет изменится 35% рабочих навыков современных людей. Большинство из этих навыков связаны с мозгом: умение быстро мыслить, видеть суть и находить решение проблемы, способность генерировать новые идеи.

Использовать навыки.

Для юридического бизнеса тремя основными навыками будущего будут: социальный интеллект (навыки общения, эмпатия), проектный способ мышления (способность формулировать и организовать задачи и рабочие процессы, в том числе дистанционно, для получения желаемого результата) и критическое мышление (способность определять смысл и значение предлагаемых решений). Юридической экспертизы среди вышеприведенных навыков нет, – однако она является базовой компетенцией для развития профессионала в юридическом бизнесе.

Впрочем, есть и такие навыки, которые совсем не присущие юристам, но необходимы для конкурентоспособности на рынке ближайшие пять лет: креативность (способность видеть то, чего еще нет) дизайн-мышление (способность упрощать сложное, структурировать и наглядно представить информацию); вычислительное мышление (способность обрабатывать большие объемы информации и выделять основное содержание).

Как эти навыки использовать для развития своего бизнеса уже сегодня? Как их развивать в команде и развивать ли вообще? Растить молодых специалистов или искать уже готовых профессионалов извне? Эти вопросы возникают постоянно. Наиболее остро они встают сегодня, во времена «диджитализации» всех процессов: от обучения специалистов до способов их коммуникации с клиентами.

Компаниям, которые хотят опережать время и стабильно развиваться, необходимо ответить на эти вопросы в соответствии с собственной долгосрочной стратегией, избранного целевого рынка и клиентского сегмента.

Со временем мы все становимся заложниками собственного экспертного опыта и считаем, что понимаем проблему и ее решение лучше других, в том числе лучше за клиента. Например, когда юрист считает, что клиент занимается исключительно взысканием задолженности, но на самом деле желание клиента лежат глубже, чем кажется: стремление казаться крутым и доказать это своему оппоненту / конкуренту / себе. Это те вещи, о которых клиент никогда прямо не скажет юристу, а, следовательно, более глубокое погружения в проблему клиента оставит его с вами навсегда.

Именно наш экспертный опыт мешает найти реальный ответ и сделать оптимальное предложение клиенту, препятствует развиваться как профессионалу, а не только как эксперту.

Следовательно, возникает другой вопрос: как удержать новое трансдисциплинированное поколение в достаточно консервативной юридической профессии? Удержать невозможно, ведь необходимо заинтересовать и предоставить свободу для творчества и развития. Мотивация – это то, что есть в каждом человеке, и никакие материальные стимулы ее не раскроют и не поощрят нести ответственность за общий результат. У того, известного с просторов Интернета, поколения Z совсем другая мотивация, чем у предшественников, – они ищут смысл.

Тренд, на который также нужно обратить внимание: выпускники юридических вузов уже не хотят оставаться в профессии или быть только в ней. Они создают собственные стартапы (часто неюридические), идут в сферу маркетинга, пиара и ИТ, в негосударственные международные учреждения и в общественные активисты . Опять же причиной этого явления есть другие ценности поколения Z – самореализация в интересных и значимых для юриста и общества проектах, когда он понимает, зачем делает документ для клиента, как развивается фирма в целом, как работа помогает ему развиваться и какую пользу он приносит другим.

Работа команды по системе Дэвида Майстера, которая широко распространена в юридических фирмах, срочно нуждается в изменениях. Эта система, направленная на эффективность, а не на развитие. Между тем мир быстро меняется, меняются и способы принятия решений клиентами, мотивация молодых специалистов, меняется собственно юридический рынок. Юрист нового поколения не будет чувствовать себя свободным в пределах этой системы, не сможет и не будет в ней работать. Через пять-десять лет на смену текущим партнерам юридических фирм кто-то должен прийти. Придет ли юрист, который рос в рамках «системы» без жажды креатива и поиска новых решений, или другое поколение с другими ценностями, другим способом принятия решений и другими взглядами на жизнь. Готовы ли юридические фирмы к тому, что это происходит не через пять лет, а уже сейчас?

Что делать дальше.

Компаниям – фокусируйтесь на главном и будьте последовательными в своих действиях, особенно внутри компании. Искренне изучайте поведение и мотивацию своих сотрудников и клиентов. Традиционное распределение ролей и обязанностей в команде может не дать желаемого эффекта для развития бизнеса – ищите и тестируйте новые модели.

Юристу – полюби процесс. Развивай креативное и критическое мышление. Искренне пытайся понять потребности клиента и потребности фирмы, в которой хочешь развиваться. Усложнять легко, упрощать трудно: тренируй собственную технику elevator pitch (презентация за две минуты: себя, фирмы, продукта, идеи).

«А если они (такие сотрудники) пойдут? А если они потом откроют собственный бизнес?», – сразу раздаются вопросы, ответ на которые довольно прост:«А где будет компания, если все оставить без изменений ?!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *